Хотя термин «генеративная музыка» появился на свет не так давно, в середине 90-х годов прошлого века, сама генеративная музыка (т. е. музыка, которая создается не автором, а случаем или хитроумным машинным алгоритмом) существовала с незапамятных времен. Для примера можно взять эолову арфу — существующий еще со времен античности инструмент, звук из которого непредсказуемо извлекал ветер. И все же вряд ли появление термина именно в середине 90-х можно считать случайным, поскольку генеративная музыка — естественное продолжение постмодернистской теории и минималистской композиторской практики, начало которых было заложено в середине 40-х годов, а пик пришелся как раз на 90-е.

Именно в середине 90-х один из центральных персонажей в истории музыки конца XX века — Брайан Ино — познакомился с новой программой Koan, выпущенной компанией SSEYO, и заинтересовался не только радикальным на тот момент способом создания музыки без нот, при помощи одной только графики, но и теми возможностями, которые открывались перед композитором благодаря машинной алгоритмической генерации. Технологии доводили теории минималистов до логического завершения: теперь машине нужно было только задать параметры — и она сама генерировала композиции, исходя из заданного алгоритма и настроек. Композитор при этом превращался в кого-то, кого уместнее было бы назвать оператором: не имея представлений о конечном результате, человек лишь запускает процесс создания музыки. А саму музыку, максимально далекую от любых следов чего-то личностного — а значит, по замыслам минималистов, близкую всем и каждому — выдает машина, вырастив из полученных данных экзотический музыкальный цветок.

Вдохновленный Ино провозгласил скорую революцию в музыке и выпустил в 1996 году альбом Generative Music 1, записанный с помощью программы Koan. Но революции так и не произошло: в отличие от Ино и его собратьев по теории, меломаны и широкая публика не обнаружили в генеративной музыке никаких серьезных достоинств, и в 2003 году компания SSEYO сначала была куплена конкурентом, а затем и обанкротилась. Однако, возможно, Брайан Ино в очередной раз опередил свое время. Сегодня, когда в карманах или сумках миллионов людей поселились запредельно мощные по меркам прошлого века iPhone или iPad, процессом создания генеративной музыки может быть увлечено множество людей, весьма далеких от композиторства. Разумеется, равноправными «авторами» такой музыки должны стать специальные приложения и программы, которых с каждым днем появляется все больше. Однако первое место среди них по праву принадлежит программе Noatikl, разработанной все теми же Питом и Тимом Коулами, когда-то работавшим вместе с Брайаном Ино над Koan.

Noatikl 3

Noatikl — это 16-канальный MIDI-генератор с более чем 120 настраиваемыми параметрами и многочисленными генеративными шаблонами, приспособленными для различных музыкальных жанров (среди названий, например, Ambiences, Arps, BellsGlasses, Drones, MelodicPads, Melodics, Strings, Weirdness, Windharps и т. д.).

Noatikl генерирует свои MIDI-ноты и события MIDI-контроллера при помощи собственного движка Intermorphic Partikl Sound Engine (PSE). Сгенерированные MIDI-данные могут затем использоваться для управления сторонним внешним программным обеспечением или MIDI-устройствами (например, синтезаторами, подключенными к Noatikl). Значительно улучшенный в третьей версии Wavetable Sound Unit теперь поддерживает стереофонические SF2-сэмплы (до 24 бит), позволяет модулировать параметры тона, панорамирования, усиления и портаменто, а также имеет встроенный редактор огибающих. Программа поддерживает системы маршрутизации AudioBus 2 и Audiobus Remote Trigger. Кроме того, разумеется, версии для Mac и iOS оснащены встроенной поддержкой iCloud.

Все это вместе позволяет пользователю:

Купить Noatikl 3 для Mac в Mac App Store: [2 990 ₽]

Цены, указанные в статье, актуальны на момент публикации материала и могут меняться с течением времени.